Поиск
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
ru
ru en
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
25 Июня 2020

Славься, славься ты, Русь моя

Назад

30-е годы XIX в. оказались благодатными для появления славильных песнопений. Трагические события Отечественной войны 1812 года, восстание декабристов в 1825 году, возрождение православной духовности и благотворное воздействие личности императора Николая Павловича, сумевшего сплотить вокруг себя Россию в смутное время, — всё это оказалось необходимым историческим фоном, позволившим русским людям утвердить православный идеал Родины. На историческом перепутье между республиканской и православно самодержавной концепцией государства вслед за А. Львовым и В. Жуковским свой выбор сделал М. Глинка, всей мощью своего выдающегося дарования поддержавший идеал православного патриотизма.

В 1836 году состоялась премьера оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки, на которой присутствовал император Николай Павлович и весь петербургский свет. Опера с первых тактов захватила слушателей не только новизной русской народной интонации в опере, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. Это была не просто опера, но словно бы православная месса русского патриотизма. Или — целая опера-гимн… Перед потрясёнными слушателями в музыкально-сценических образах во весь рост вставал сам идеал русской государственности (православие, самодержавие, народность), подаваемый с наиболее чувствительного ракурса. С точки зрения его восприятия русским народом. Крестная жертва подвига Ивана Сусанина безоговорочно подтверждала: русский народ — со своим царём, а не с иноземцами (аналогия с современностью была весьма прозрачна). Идейной кульминацией оперы был славильный кант-молитва «Славься, славься, Русский Царь» в эпилоге, почти целиком посвящённом прославлению великого рода Романовых. Созданный в традициях петровских виватных кантов-молитв, с опорой на церковный хорал и юбиляционный мелос, простой и доступный по музыке, хор «Славься» восхитил всех присутствующих небывалым зарядом патриотизма, воплощённым в русской опере.

Либретто было написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский. Это была первая русская опера сплошного музыкального развития, без разговорных диалогов. Впервые в опере пели по-русски. Впервые русский крестьянин выступил как героический персонаж.

Взволнованный Михаил Иванович сидел в ложе, стараясь оставаться незамеченным. Успех был ошеломляющим!

После окончания оперы растроганный царь пригласил Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому композитору драгоценный перстень, который всю жизнь, как величайшую святыню, хранил Михаил Иванович.

В антракте публика непременно хотела видеть композитора, чтобы выразить чувства самого восторженного признания. Не найдя Глинку, зрители обступили Пушкина, самого прославленного человека в искусстве: «Придётся Вам, Александр Сергеевич, вместо Глинки и за Глинку принять наши поздравления от всего сердца…» «С превеликой радостью разделяю торжество рождения истинно русской оперы», — ответил с улыбкой растроганный поэт.

Хор «Славься, Русский Царь» постепенно стал неофициальным династическим гимном России. Так как Глинка немного запоздал с премьерой оперы, его «Славься» не мог быть утверждён государственным песнопением официально. «Боже, Царя храни» А. Львова уже был принят в качестве народного гимна за три года до премьеры оперы Глинки. Однако прекрасная талантливая музыка в сочетании с патриотическим текстом сделали «Славься» очень популярным у всех русских людей — от царя до простолюдина.

Хор «Славься, Русский Царь» как неофициальный династический гимн часто исполняли по торжественным случаям наряду с «Боже, Царя храни», вплоть до начала ХХ в. С конца XIX в. участились попытки использовать музыку Глинки для воплощения других идей. Под неё пытались прославить то «Свободный труд», то «Русский народ» и т. д. В то же время это помогло хору «Славься» Михаила Ивановича перешагнуть трагический рубеж 1917 года. После Октябрьского переворота он исполнялся как в Белой, так и в Красной армии, но с разными словами. Славильный кант Глинки был очень популярен и в СССР, особенно после того, как в 30-е годы у оперы «Иван Сусанин» появился новый текст С. Городецкого, радикально изменивший предмет жертвенного подвига Сусанина: с царя на столицу государства — Москву. «Славься» в обработке Е. Макарова регулярно играли на парадах в оркестровом варианте как торжественный марш. Во время грандиозного Парада Победы 24 июня 1945 года сводный военный оркестр, состоящий из 1400 музыкантов, под управлением инспектора военных оркестров РККА генерал-майора Семёна Александровича Чернецкого вышел на середину площади и грянул «Славься, русский народ». И поныне его часто исполняют по особо памятным и юбилейным датам.

Источники: сайты «Военобоз» (Грачев В. Н.), «Раифский Богородицкий мужской монастырь».

Вверх