Поиск
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
ru
ru en
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
ru
ru en
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
3 Сентября 2021

Как готовился музыкальный российско-австрийский проект в рамках Фестиваля «Спасская башня». И что из этого вышло

Назад

В этом году на Фестивале «Спасская башня» должен был выступать Военный оркестр Военного командования федеральной земли Тироль. «Но буквально за несколько дней до начала Фестиваля, — говорит руководитель Дирекции Фестиваля «Спасская башня» Сергей Смирнов, — австрийские власти из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране запретили ему выезд за пределы государства и перевели на жёсткое казарменное положение».

В результате этого распался музыкальный российско-австрийский проект, который должен был состояться в рамках «Спасской башни». 

В программу выступления австрийскогооркестра его руководитель, военный дирижёрполковник профессор Ханнес Апфольтереробязательно хотел включить русскую народную мелодию или известную русскую песню. Выбор пал на «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова в знак большого уважения к творчеству этого русского военного композитора. Интересная параллель — в 2013 году за свои заслуги в области развития музыки Ханнес был награждён приказом начальника Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ — главного военного дирижёра генерал-лейтенанта В.М. Халилова медалью Минобороны России «Николай Римский-Корсаков». Вторым произведением в программе австрийского оркестра стал знаменитый вальс румынского композитора сербского происхождения Иосифа Ивановича «Дунайские волны», который Ханнес Апфольтерер впервые услышал в Москве в 2018 году. Конечно, это не русская мелодия, но очень популярная в России. Третью композицию Ханнес написал сам и включил в неё партию русских народных инструментов. Это произведение называется «Gemeinsam-Together-Вместе». Основная его идея —музыка объединяет исполнителей всех стран, вместе играющих на разных музыкальных инструментах. Звучащая в этом музыкальном произведении балалайка для Ханнеса — символ русской души, а домра — символ русской нежности.

Для полной идентификации с российским духом нужны были российские музыканты, ирешено было подключить к выступлениюВоенного оркестра Тироля на Красной площади шесть российских молодых музыкантов — трёх балалаечников и трёх домристов. Ими стали студенты Российскойакадемии музыки и Музыкального училища имени Гнесиных. 

Когда за неделю до отлёта австрийского оркестра на Фестиваль в Москву Ханнес узнал о запрете австрийских властей на выезд из страны, он был очень расстроен и решил записать на видео исполнение Военным оркестром Тироля программы для Фестиваля «Спасская башня». Организовал поездку оркестра в Вену (770 км от Инсбрука), добился разрешения на выступление во дворе Розаурказерне — здания Минобороны Австрии, где и был подготовлен профессиональный видеоролик, который был отправлен в Москву в Дирекцию Фестиваля «Спасская башня».

Но Ханнес не ограничился одним роликом. В расстроенных чувствах из-за запрета на участие в Фестивале он буквально за один день написал фантазию и аранжировку к произведению Игоря Матвиенко «Конь», которое ему очень нравится. В нём он выразил все свои эмоции и решил организовать ещёодно видеопослание.

Для его записи Ханнес выбрал Шварценбергплатц — площадь в центре Вены, на которой установлен памятник советскому солдату-освободителю. Чтобы выступить оркестру на фоне памятника, пришлось получать разрешение российского МИДа.

Из-за срыва выступления австрийского оркестра в Фестивале не смогли принять участие в вечерних представлениях «Спасской башни» шесть молодых российских музыкантов. «На Красной площади мы должны были играть вместе с австрийским оркестром две композиции — «Gemeinsam-Together-Вместе» и «Марш» вместе, вперёд!» (автор Ханнес Апфольтерер), — говорит участница российско-австрийского музыкального проекта, студентка 1-го курса Российской академии музыки имени Гнесиных София Кущенко(домра). — Ханнес прислал нам ноты, и мы начали репетировать. Готовились к приезду австрийцев, но, к сожалению, не сложилось. Теперь исполняем эти произведения своим ансамблем. На видеоролик австрийского оркестра мы ответили своим видеороликом о нашей подготовке к Фестивалю и наших выступлениях. Передали привет Ханнесу и наши сожаления, что совместное выступление сорвалось». 

«Мы с Ханнесом решили ребят не бросать, —говорит руководство Дирекции Фестиваля. —Сняли им зал для репетиций, взяли напрокат костюмы». 

В итоге Дирекция «Спасской башни» организовала молодым музыкантам участие в культурной программе Фестиваля. Онивыступают на сцене павильона телеканала «Звезда», установленного на Красной площади, и 4 сентября с большим концертомна 30 минут.

Вверх