Поиск
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
ru
ru en
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
ru
ru en
Официальный сайт Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня»
9 Июня 2020

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

Назад

Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (Ленинградская) — это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу. Одна из величайших партитур XX века. История её создания и первых исполнений, сила и масштаб воздействия этой музыки на современников поистине уникальны. Симфония, которую Анна Ахматова первой назвала «Ленинградская», стала для неприятеля приговором.

Первые месяцы войны композитор провёл в Ленинграде. Здесь в июле 1941 года начал работать над Седьмой симфонией. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», — говорил Шостакович. До эвакуации Дмитрия Дмитриевича в октябре были написаны первые три части симфонии (во время работы над второй частью вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады). Финал был завершён в декабре в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую симфонию впервые. Спустя четыре месяца в Новосибирске она прозвучала в исполнении заслуженного коллектива под управлением Евгения Мравинского. Симфонию начали исполнять за рубежом — в июне состоялась премьера в Великобритании, в июле — в США. Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. Блокадная премьера симфонии сродни событиям, о которых в былые времена слагались предания, передававшиеся из поколения в поколение. Ещё в феврале 1942-го в газете «Известия» были напечатаны слова Шостаковича: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание».

9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу советского народа.

Большинство музыкантов вывезли из города ещё в начале блокады, поэтому возникли сложности с тем, чтобы собрать целый оркестр. Но всё-таки он был собран. Главным «действующим лицом» концерта стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета — так назывался в годы войны нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. В него также вошли музыканты военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов. Дирижировал ленинградской премьерой известный маэстро немецкого происхождения Карл Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.
Концерт прошёл в Большом зале филармонии, по словам дирижёра, «при совершенно переполненном зале», безопасность обеспечивал огонь советской артиллерии. «Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», — вспоминала участница премьеры Ксения Матус. В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз, четырежды — в Большом зале филармонии.

«Этот день живёт в моей памяти, и я навсегда сохраню чувство глубочайшей благодарности к вам, восхищение вашей преданностью искусству, вашим артистическим и гражданским подвигом», — писал Шостакович в адрес оркестра к 30-летию блокадного исполнения Седьмой симфонии. В 1942 году в телеграмме Карлу Элиасбергу композитор был более краток, но не менее красноречив: «Дорогой друг. Большое спасибо. Передай горячую благодарность всем артистам оркестра. Желаю здоровья, счастья. Привет. Шостакович».

«Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — „дуэт“ симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!», — Е. Линд, создатель музея Седьмой симфонии, о дне блокадной премьеры.

Интересные факты:

  • С момента написания Симфония № 7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осаждёнными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всём знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры „Ленинградской“ симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод, и смерть».
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвящённое Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.
  • Микрофильм с партитурой в США был доставлен по следующему маршруту: на самолёте из Куйбышева в Тегеран, на автомобиле из Тегерана в Каир, на самолёте из Каира в Нью-Йорк. Возникла неожиданная борьба между самыми знаменитыми дирижёрами за право первыми представить симфонию американской аудитории. Первое исполнение симфонии состоялось под управлением Тосканини. Трансляцию из Радио-сити в Нью-Йорке услышали миллионы американцев. Вслед за этим концертную премьеру сочинения осуществил Кусевицкий, руководитель Бостонского симфонического оркестра.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортёр сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Источники: сайты Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Бежецкая центральная районная библиотека им. В. Я. Шишкова, Soundtimes.ru.

Вверх